Педагогические принципы
СВОБОДА ВЫБОРА
Право ребенка самостоятельно выбирать деятельность.
• ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
• учится делать выбор;
• учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
• свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
НАЛИЧИЕ ПОЛНОГО КОМПЛЕКТА МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей определенной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
• всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
• максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
• взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
КОНТРОЛЬ ОШИБОК
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
• формирование адекватной самооценки;
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
• самоконтроль;
• развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
• проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
• максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
• возможность поэтапного освоения навыка;
• развитие точности восприятия;
• развитие концентрации внимания;
• развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
• развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
• Ребенок сам выбирает себе работу и время взаимодействия с материалом
• Взрослый (педагог, родитель) помогает ребенку только тогда, когда помощь ему действительно требуется, не вмешивается в конструктивную деятельность ребенка, не нарушает его сосредоточенную работу
• Материалы во время работы располагаются на столе или коврике.
• Весь материал после работы возвращается на место в первоначальном виде.
• Говорить достаточно тихо и спокойно. Не следует обращаться к ребенку или педагогу на расстоянии, необходимо подойдите ближе.
• Во время показа материала ребенку взрослый находится на его уровне и сидит со стороны его ведущей руки. Важно выбрать место таким образом, чтобы не загораживать другим детям доступ к материалам.
• Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
Следствия
• приучение к порядку;
• умение организовать свое рабочее место;
• умение рационально использовать пространство;
• умение нести ответственность за собственный выбор;
• потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
• развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
• Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
• дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
• формируется чувство взаимопомощи;
• младшие имеют возможность учиться у старших;
• старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности
ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
Такой вид работы способствует:
• развитию уверенности в себе, самостоятельности;
• удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
• развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
• умению задавать вопросы и отвечать на них;
• профилактике страха публичных выступлений;
• развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
• умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.